Словарь мебельных терминов. П.

  • Паз и шип: выемки в досках или других видах пиломатериалов, в которые вставляется шип другой детали. Для обеспечения большей надежности соединения используются шпонки, вставляемые в отверстия, просверленные в обеих деталях. Ранний тип соединения деревянных элементов.
  • Палладианство: классический, подчеркнуто сдержанны стиль в архитектуре и декоративном оформлении, следующий принципам итальянского архитектора Андреа Палладио (1518-1580).
  • Пальметта: (франц. palmette) классический декоративный мотив, в основе которого лежит веерообразная форма пальмового листа. Широко применялся в качестве орнамента в архитектуре и мебели классицизма в конце XVIII века, в качестве венчающего элемента или фриза.
  • Панель, стеновая панель: крупная плита, готовый элемент для мебельного производства. Панель состоит из склеенных реек, облицованных с двух сторон черновой рубашкой, расположенной перпендикулярно направлению волокон внутреннего слоя; также используется как внутреннее заполнение под деревянную обшивку или как обшивка нижней части стены.
  • Папье-маше: легкий по весу материал, получаемый из бумажной массы и клеевого состава и способный принимать любую форму. Популярный в мебельном производстве. XVIII-XIX веков; при отделке предметов позолотой, росписью, японским лаком для создания декоративного эффекта.
  • Паркетри: декоративная фанеровка с выкладкой мозаики из контрасных по цвету кусочков дерева геометрическим узором, разновидность маркетри. Применялась в XVIII веке на мебели с фанеровкой грецким орехом, став отличительной характеристикой мебели в стиле Людовика XV.
  • Патера: овальный или круглый орнамент на плоской поверхности, часто украшенный цветочным рисунком, розеткой или желобками. Особенную популярность получил у дизайнеров эпохи классицизма.
  • Патина: изменения, происходящие на поверхности металла и дерева под действием воздуха, постепенного взаимопроникновения грязи и полиовки. Они сопровождаются изменением цвета, появлением своеобразного блеска или признаков старения, что свидетельствует о благородной старине.
  • Перекрывающая обивка: способ обтягивания мебельной рамы тканью так, чтобы не было видно деревянных частей.
  • Перспектива: плоскостное изображение пространственного тела по законам геометрии, благодаря чему достигается пространственный эффект.
  • Пилястра (реже - пилястр): плоская четырехгранная полуколонна, присоединенная к поверхности предмета корпусной мебели в декоративных целях, а не в качестве опоры, как в архитектуре. Держит антаблемент, укрепляет и расчленяет стену, может быть гладкой или иметь каннелюры, базу и быть увенчанной капителью. Начиная с ренессанса, встречается и в мебели, главным образом по обеим сторонам шкафов, створок или ящиков.
  • Письменный стол: французский термин bureau plat подчеркивает наличие плоской, ровной столешницы. Часто имеет механически обработанную кожаную вставку на поверхности для письма и единственный ящик в полом фризе под столешницей.
  • Письменный стол с выемкой для ног: стол с конструкцией из двух боковых тумб с ящиками и углублением в центре для удобства сидящего. Впервые появился в конце XVII века во Франции и Нидерландах и остается актуальным по сей день.
  • Планка сиденья: см. Фартук и царга
  • Pietra dura: вставки из цветных камней, применявшиеся в эпоху ренессанса для украшения столешниц и лицевой стороны выдвижных ящиков.
  • Плетенка (лоза): легкий и прочный материал, впервые привезенный в Европу из Японии в конце XVII века. Получаемый из ротанговой пальмы, он изготавливается ткацким способом и применяется для спинок и сидений..
  • Плетенка: известный со времен античности способ переплетения прутьев лозы для получения плоской, прочной и упругой поверхности, замечательно подходящей для сидений стульев.
  • Плита: любой тонкий древесный слой, чаще же всего многослойная плита, склеенная из листов шпона, волокна которых расположены в отношении друг друга поперечно.
  • Подушка: съемный мягкий элемент стула, скамьи или софы.
  • Плоская резьба: характерный способ украшения в южногерманской (тирольской) готике. Фон орнамента немного углублен и тонирован. Сам орнамент выступает непосредственно на плоскости без объема, только в очертаниях.
  • Подоблицовочная фанера: то же, что и черновая рубашка, см. фанера.
  • Позолота: часто применявшийся в определенных стилях способ украшения мебельной резьбы, фурнитуры, светильников, часов и т. д. Позолота бывает двух видов: 1. золоченая бронза; 2. наложение настоящего сусального золота на подготовленную с помощью клея и мела основу.
  • Полировка: полирование фанерованной и тщательно отшлифованной поверхности мебели посредством многократного протирания растворенным в спирте шеллаком. По этой причине лаковое покрытие получается многослойным.
  • Полоса: украшение, размещенное наподобие фриза, большей частью на карнизах, например, ряды пальметт, меандр и пр.
  • Полуколонна: см. Пилястра колонна, наполовину выступающая из стены, чаще всего для достижения лучшего оптического эффекта, обычно выступ, несколько больший, чем наполовину. в мебели часто применяли и выступы более чем на ?.
  • Постамент: пьедестал, остов, на котором возвышается колонна или статуя.
  • Пропорция: соотношение размеров составных частей целого. Оно может быть гармоничным и дисгармоничным и поэтому является существенным фактором в образовании целого.
  • Проножка: прут или перекладина, вставляемый между ножками стула ли стола для придания большей жесткости их конструкции.
  • Протрава: красящие вещества, которые в соответствующих растворах служат для окраски деревянных поверхностей, не закрывая текстурного рисунка. Существуют органические, минеральные и растительные протравы.
  • Профиль: полоска дерева в виде архитектурного облома, накладываемая на основную поверхность в декоративных целях или для маскировки соединений. Профили использовались XVIII века..
  • Профиль выкружка: тип профиля архитектурного облома, известный со времен готики. В разрезе выглядит как S-образная кривая.
  • Псише: большое, свободно стоящее зеркало на подвижной раме, обеспечивающей наклон ля получения отражения во весь рост.
  • Пульт: парта, бюро; стол или шкаф средней высоты, верхняя плоскость которых скошена для письма; существуют бюро, за которыми можно писать стоя.
  • "Пламенеющая готика" (flamboyant): стилевой вариант поздней готики во Франции, в котором сложные формы ажурного орнамента выглядят как языки пламени.

заказать мебель
Rambler's Top100