Словарь мебельных терминов. Г.
- Гадруны: ряд выпуклых или вогнутых овалов, используемых по краю поверхности для придания ей большей нарядности. Первоначально классический мотив, который стал популярен в XVIII веке, применялся для низких и высоких сундуков, стульев и столов.
- Галерея (бортик): небольшая металлическая или деревянная загородка по краю подноса, стола или кабинета, которая часто применялась в середине XVIII в. и позже.
- Гардероб: большой шкаф для одежды; также помещение для хранения одежды.
- Гарнитур: полный комплект предметов (мебели, инструментов, утвари, белья и пр.) одинакового образца или служащих одной цели.
- Геометрическая резьба: примитивное украшение поверхности. Геометрический рисунок клинообразными линиями вырезается в дереве. В прекрасном исполнении встречается на сундуках раннего средневековья; применяется и в наше время для украшения крестьянской мебели.
- Геридон: французский темин gueridon относится к столику или небольшой декоративной подставке, покоящиеся на ножке-колонне, как правило, с искусной резьбой и разного рода украшениями. Геридоны вошли в обиход в XVII веке.
- Герма: короткая, сужающаяся книзу четырехугольная колонна, завершающаяся бюстом. Начиная с ренессанса, особенно же - в стиле барокко, часто употреблявшийся элемент украшения шкафов.
- Gesso: композиция из гипса (парижская штукатурка) и клея, иногда с добавлением масла льняного семени. Путем наложения этого состава на деревянную основу создавался тщательно вырезанный и позолоченный декор, характерный для мебели XVII-XVIII веков.
- Гильош: декоративный мотив, представляющий собой непрерывную ленту из прядей, скрученных или наложенных одна на другую. Впервые появился в классической архитектуре, стал популярным в XVIII веке у дизайнеров классицизма
- Гирлянда: классический декоративный мотив - в виде непрерывной ленты из прядей (листьев, цветов, фруктов, колосьев), скрученных или наложенных одна на другую, волнообразное украшение. В мебели часто использовался для инкрустации, которой украшался фриз стола или в качестве резного оформления фартука. Широко использовался в мебели классицизма.
- Гнутье (древесины): гнутье цельной или ламинированной древесины посредством кипячения или пропаривания в металлических формах. После сушки древесина принимает изогнутую форму. Это основа техники Михаэля Тонета при производстве гнутой мебели. Благодаря гнутью древесины экономно расходуется материал, продукция добротна. В том случае, если древесина вырезается по s-образному шаблону, количество отходов очень велико, кроме того, древесина полученной таким образом мебельной ножки имеет прямые волокна, поэтому ножка может легко расколоться. ножка, изготовленная гнутьем, требует меньше древесины; волокна принимают направление, заданное гнутьем.
- Гобелен: декоративные ткани высокой художественной ценности, вырабатываемые ручным способом: тканые картины, драпировки и т. д. Название происходит от фамилии семьи парижских красильщиков gobelin, которые прославили королевскую мануфактуру.
- Готическая скамья: скамья с переметом, доска спинки откидывается таким образом, чтобы дать возможность сидеть с обеих сторон; ставилась главным образом перед камином.
- Гранатовый узор: узор на тяжелых шелковых и бархатных плательных и обивочных тканях, созданный по восточным образцам в xv веке в италии; позднее получил распространение во всей европе
- Гребешок: английский термин scalloped относится к волнистому краю или бортику, напоминающему раковину устрицы; относится к формам фестонов.
- Гребни: параллельные выпуклые профили, идущие сверху донизу по колонне, промежутки между каннелюрами. Использовались для отделки ножек столов и стульев с конца XVIII века.
- Греческий вкус: французский термин go?t grec употребляется для описания вновь пробудившегося интереса к Древней Греции и Риму, результатом которого стал стиль классицизм конца XVIII - начала XIX века.
- Гротеск: орнамент, включающий в причудливых, фантастических сочетаниях изобразительные и декоративные мотивы (растительные и звериные формы, фигурки людей, архитектурные детали и пр.). Получил распространение в античном искусстве и со времен ренессанса повторялся во всех стилях. Часто применялся в вертикальных панелях
|
|